Курай Дори – контроль сознания противника в бою. На самом деле нет ничего мистического в том, что бойцы, которые владеют этим знанием, контролируют ситуацию полностью, воздействуя на нее и используя выигрывая бой.
Обдумывай тщательно, а действуй решительно.
Практика рукопашного боя
Бой в Ниппон Кэмпо, также как и во всех японских единоборствах – это основной способ постижения этого боевого искусства. Почему это так? Есть, как минимум, три основные причины:
-
Без боя, без кумитэ, у человека, который занимается рукопашным боем, нет и не будет осознания того, чего он уже достиг, а чего – нет, что у него получается, а над чем еще нужно много работать. Без кумитэ ученик будет похож на заблудившегося, который не знает, где он находится и куда ему идти дальше.
- Мощная и красивая техника боевого искусства без навыков ее применения в бою не имеет никакой ценности. Можно до идеала отшлифовать несколько десятков и даже сотен эффективных ударов и приемов. Можно до автоматизма затренировать каждое свое перемещение, блок, уход или уклон. Но, если это делать без соперника, без его осознанного физического сопротивления, то первый же реальный и даже учебный бой с настоящим противником, который будет действовать “без дураков”, приведет к жалкому результату. Причем неважно будет ли противник тренирован и подготовлен. Если он будет настроен решительно и будет оказывать осознанное физическое сопротивление, то он просто не даст вам сделать ни одного из так красиво получавшихся на тренировке ударов или приемов.
- Психологическая подготовка. На первых учебных поединках большинство учеников, часто имеющих уже хороший технический арсенал и физическую форму, теряются и становятся нерешительными. Что уж говорить про реальную драку на улице или тем более встречу с вооруженными преступниками.
Техника и тактика – это две стороны одной медали. Проведение занятий без отработки применения техники в тактическом плане абсолютно неэффективно. Только синтез техники и физической подготовки, которые являются результатом серьезных тренировок, совместно тактическими навыками, полученными в многочисленных спаррингах – кумитэ, представляет ценность в Ниппон кэмпо. Только опыт учебных боев, боев на соревнованиях, опыт реальных столкновений вырабатывает не только тактическое, но уже и стратегическое мышление бойца-рукопашника. Можно сколько угодно читать статьи и книги о тактике и стратегии боя – навыка тактически, а, тем более, стратегически мыслить и действовать – вы не получите. Знание станет умением только на практике, а значит – в бою. На любом занятии, на любом уроке ученик должен познавать бой, а в бою получать урок! Два пути, техника и тактика, сливаются в один поток – и этот поток называется – боевой навык. Ученик, который обладает боевым навыком, уже, по сути, является хорошим бойцом. Но это совсем не вершина мастерства, а только ее подножие…
Курай Дори – контроль сознания противника
Иметь боевой навык для большинства различных видов единоборств, особенно спортивных, это уже вершина мастерства. Но не в Ниппон Кэмпо. В японских единоборствах существует еще одно знание, еще одна ступень развития воина – Kurai dori (位取) – захват (dori) сознани/духа (Kurai) противника.
Курай дори – это не какая-то мистическая сила, позволяющая управлять сознанием вашего противника. Курай дори – это практическое умение использовать для захвата инициативы (Сэн) свои боевые навыки с учетом всего пространства вокруг, а также всего того, что окружает бойца в этом пространстве: ландшафта (если поединок проходит на улице), помещения (если бой происходит в помещении), абсолютно всех существ и предметов вокруг (люди, собаки, столы, стулья, деревья, столбы, канаты, камни, двери, дороги, проезжая часть и т.д.), погоды (ветер, дождь, снег, холодно, жарко и т.д.), положения и силы источников света (солнца, луны, искусственного освещения, окон), состояния и всех кондиций противника (технических, физических, психических и психологических).
Курай дори и Камае. Формально курай-дори в первую очередь влияет на камае (стойку) бойца. Но само понятие камае, именно как стойка (неподвижное основное положение), появилось относительно недавно – в начале XX века, когда боевые искусства перестали быть закрытыми системами для касты самураев, с детства постигавших военное искусство, и большинство приходящих в единоборства новичков не обладали базовыми навыками перемещений, равновесия и устойчивости. Значительно проще и быстрее было научить людей двум-трем устойчивым стойкам, из которых они могли атаковать и защищаться. Так появилось понятие стойки. До этого, на протяжении многих столетий развития всех японских боевых систем, камае – означало устойчивое положение тела и всех конечностей бойца, готового к атаке или защите, с учетом пространства и внешних угроз и не было каким-то статичным “высеченным в мраморе” положением тела. В этом смысле курай-дори это умение принимать правильное камае (положение тела, рук, ног и головы бойца) в зависимости от его намерений и окружающих его угроз.
Кадры боя из фильма "Затоичи". Конечно, бой постановочный, но даже в постановочном бою соперники практически не используют стационарные стойки, а главный герой - ронин - действует по обстоятельствам, практически полностью контролируя всю ситуацию вокруг себя.
Если вы контролируете пространство, в том числе и вашего оппонента, лучше, чем он, то вы фактически контролируете и его самого. Вы контролируете все вокруг, а значит, вы используете все вокруг себя для своей победы. Когда вы сможете использовать твердость почвы под ногами для атаки, переместиться так, чтобы солнце светило в глаза противника, использовать проезжающую мимо машину для отвлечения его внимания – вы постигните курай-дори.
Секреты Курай-дори
Мастера японского рукопашного боя учат быть всегда начеку и контролировать пространство (Maai), момент столкновения/контакта (De ai), и при этом помнить про (Dzanshin). Это и есть три основных секрета курай дори.
Маай – гармония времени и пространства
Maai – яп. 間合い – <ма:ай>, гармоничный интервал времени и пространства. Понятие маай присуще не только японским боевым искусствам – будо, но и всем японским искусствам вообще, таким, например, как тядо (искусство чаепития), шодо (искусство каллиграфии) или бонсай (выращивание миниатюрных растений). Каждый элемент, каждая сущность имеет свой собственный правильный маай в пространстве и времени, при котором этот элемент, например, чайная ложечка во время чайной церемонии или мае-тэ-камае (рука впереди) на каком-то этапе боя, будут уместны и гармоничны относительно сложившейся ситуации. Ведь действительно, неуместно сервировать стол после еды, а не до нее, также как и неуместно защищаться от удара в голову, когда атака идет в ноги.
Источник: https://nipponkempo.com.ua/article/magicheskoe-kuray-dori/