Что вы думаете по поводу концепции. Что некоторые стили имеют преимущества перед остальными, потому что содержат некоторую продвинутую технику, которую нельзя найти в остальных стилях?
– Вы должны понять, что в старые времена все стили без исключения были направлены к одной цели: научить последователей вести бой. Поэтому конечный результат практики был одинаков. Хорошие бойцы выглядели одинаково. Значение играло то, как конкретный человек может воспользоваться тем, чему его учили. Личные качества бойца, а не секретная техника имели значение. Большинству современных учеников стоило бы подумать над этим. Может быть у них отпала бы охота изучать несколько стилей одновременно.
Как старые Мастера учили своих учеников вести бой?
– Настоящий бой непрерывен. Вы атакуете – ваш противник защищается и отвечает атакой – вы контратакуете и так далее… По этой причине основная установка в работе с продвинутыми учениками была практика в парах. Только парные формулы могут научить людей чувствовать дистанцию, время, ощущение намерений партнёра, а также выработать навык использовать силу противника против него самого. Такого типа упражнения редко можно найти в современных стилях. Для своей школы «Джук Лум» (полное название: Kwong Sai Jook Lum Southern Praying Mantis) я разработал парные формулы для каждого сольного упражнения.
Где Вы изучали упражнения на чувствительность, которые описывали раньше в нашей беседе?
– В монастыре «Hoi Jung Temple”, Macao.
Именно там Вы изучали стиль Южного Богомола?
– Нет. Там в Гонконге я изучал одну из версий стиля Тигриный Коготь (Tiger Claw). Он отдалённо напоминает современные версии того же названия, которые я видел позже. Некоторые моменты я стал использовать в Южном Богомоле. Наверное, по этой причине мои руки немного мягче, чем руки моих инструкторов.
Почему современные версии Тигриного Когтя не похожи на ту, которую Вы изучали?
– Вероятно, в процессе передачи знаний оригинальная версия была выхолощена и потеряна. Современные Мастера являются продуктом эпохи. Они не мотивированы практиковать Кунг Фу ради умения вести бой. Коммерция заставляет их много позировать и «играть мышцами». Также, многие из них не изучали повадки зверей, которым пытаются подражать. В монастыре монахи держали многих животных для того, чтобы наблюдать за ними, «войти в их шкуру»
Община держала зверей только для того, чтобы ученики могли изучать их поведение?
– Были и другие причины. Мелких зверюшек держали только как домашних животных, для удовольствия. Других дрессировали выполнять определённые функции по хозяйству. Медведь, например, таскал воду из колодца. Змей выпускали ночью на запертой кухне и в кладовых, чтобы они уничтожали мышей. С небольшим медведем также проводили бои. Это была очень опасная, но полезная практика. В таких схватках продвинутые ученики оказывались лицом с реальностью. Они учились правильно выбирать углы, чувствовать время, чтобы избежать медвежьих когтей. Всё уходило прочь, ты оставался один и сам «становился Кунг Фу». Это было как момент истины, как второе рождение. После этого страх больше не посещал, ты понимал, что земная жизнь может закончиться в любой момент. Это понимание становилось нормой, страха больше не было – он становился бесполезным.
Давайте вернёмся к более масштабным вопросам. Как вы полагаете, Мастер, почему Кунг Фу в Китае потеряло свою значимость и силу?
– Резкое ухудшение началось, когда коммунисты пришли к государственной власти. Они рассматривали религиозные центры, где практиковали Кунг Фу, как реальную силу, которая может им противостоять. Отчасти это было верно, так как пребывание в монастыре подразумевало подготовку хорошо образованных, сильных людей. Прежде всего террор власти был направлен против лидеров общин, известных Мастеров и хороших бойцов. Их уничтожали физически. Например, мой дядя был известным экспертом Кунг Фу. Заняв деревню, где он жил, солдаты согнали всех жителей в центре и пытались заставить дядю встать на колени. Это было самое сильное унижение для человека, так как в Китае на коленях могут стоять только преступники. Он отказался подчиниться приказу и сказал, что всегда приходит время умирать и он сделает это стоя. Дядя был крепкий мужчина. Солдатам пришлось выпустить не меньше двадцати пуль, прежде чем он умер. Репрессии привели к тому, что оставшиеся в живых Мастера и монахи были рассеяны. Многие перебрались на Тайвань, или ушли в горы, где спрятались. Пострадали и монастыри. Их сжигали или просто закрывали.
В последние десятилетия китайское правительство стало поддерживать развитие У-шу в стране. Может ли этот процесс оживить древнее искусство?
– Ушу изначально предназначено для двух целей. Во-первых, это прекрасная оздоровительная гимнастика. Во-вторых, оно направлено на удовлетворение эстетических запросов зрителей. Поэтому спортсмены, используя и базируясь на классических формулах Кунг Фу, выполняют их на больших амплитудах с использованием акробатических трюков. Соответственно, на соревнованиях оценивается прежде всего оригинальность хореографии, сложность выполняемых элементов и подчёркнутость техники – то есть, актёрское мастерство! Как следствие, старые формулы искажаются и теряют смысл. Это красиво и полезно для здоровья. Но как этот театр связан с боем?! Также, в моём недавнем путешествии по Китаю я не встретил ни одного старого Мастера. Кто был бы хранителем целостной школы, как системы. Таким образом, шаги правительства по развитию У-шу ведут к дальнейшему уничтожению Кунг Фу, а не его развитию.
Видели ли Вы по-настоящему сильных бойцов во время поездки по стране?
– Многие последователи Ушу искренне считают себя бойцами, особенно молодые люди. Однако они не могут идти в сравнение с классически подготовленными бойцами. Практическое применение Кунг Фу продолжает быть в загоне, вместо него пропагандируется театрализованное действие «по мотивам Кунг Фу». Они не делают Кунг Фу. Они в него играют!
Что насчёт монастырей, много ли действующих Вы видели, как в старые времена?
– Мои ответы выглядят очень негативно для вас, но я опять должен сказать – нет! Правительство открыло многие из них. Но, как правило, они служат туристическим целям. Монастыри заполнены актёрами, не монахами. Правда, в удалённых деревнях можно встретить небольшие религиозные общины.
В связи с этим, много ли Мастеров, в классическом понимании этого понятия, осталось во всём Мире? Я имею в виду, тех, кто принял знания из рук своего Учителя, был назначен им продолжать линию школы и знает переданный ему стиль целиком, как систему?
– Очень немного. Даже в то время, когда я был мальчишкой, многие системы были «незакончены». Мастера уходили из жизни, не успев полностью передать свои знания. Часто в чистом виде сохраняются формулы, но их практическое применение теряется в интерпретациях. Это огромное счастье, что в нашей школе «Джук Лум» было только четыре поколения Мастеров до меня и каждый из них успел при жизни полностью передать знания своему приемнику.
И всё-таки, есть ли какие-то пути поднять уровень Кунг Фу до уровня, который вы застали, будучи мальчиком?
– Это будет очень трудной задачей по многим причинам. Небольшое количество истинных носителей знаний, слабая мотивация и искажённое представление о предмете у учеников, а самое главное – отсутствие необходимой социальной среды. Отдавая детей заниматься Кунг Фу, родители часто, даже не удосужатся проверить место, куда они приводят ребёнка.
Согласен – это странно. Перед поступлением в университет родители тщательно изучают специфику конкретных учебных заведений. Это не происходит со школами Кунг Фу!
– Время диктует свои ориентиры и жизненные критерии людям. Кто сейчас имеет достаточно времени для полноценной практики Кунг Фу? Уважение к тяжёлой работе, признательность Мастеру за обучение, преданность Учителю – всё это ушло в прошлое. Наивно думать, что можно сохранить Кунг Фу в том виде, в котором оно существовало в прошлом.
Нет ничего постоянного, всё меняется. Какие формы примет Кунг Фу, как система воспитания человека, сказать сложно. Религиозно-философская основа Кунг Фу, на которой базировались все основные принципы, размыта. Должно пройти какое-то время пока выкристаллизуется что-то новое, что будет цементировать это движение. Такие намётки уже появляются. Мне нравится подход и поиски нашей новой ветки в Санкт-Петербурге, школы «Джук Лум». Всё существование и деятельность школы там вращается вокруг семейных ценностей. Школа открыта для всех членов семей занимающихся. Люди проводят много времени вместе не только в стенах тренировочного зала. Дети и взрослые делают одно дело в школе. Понимаете, должен появиться сильный толчок, запрос со стороны общества для возрождения Кунг Фу.
Мы можем найти параллели и в современном процессе обучения в США. В общей массе, студентам не привита культура уважения к своим учителям. А что вы думаете о турнирах по Кунг Фу?
– В целом, они вредны для природы Кунг Фу. Турниры организованы как зрелищное мероприятие. Судьи не являются экспертами в стилях, которые они судят. Соревнующиеся уделяют большую часть внимания хореографической стороне формул, которые они выполняют. Для них важно, чтобы исполнение выглядело ярко и выразительно. Неважно, как близка формула к оригиналу, где присутствует эффективность – не эффектность; и сила, энергия, а не игра мышц и растяжка ног.
Мастер, какие ещё аспекты Кунг Фу преподавались в монастыре?
– В связи с изолированностью и ограниченным доступом к медицинской помощи, в монастыре всегда практиковалась народная медицина. Для укрепления и поддержания здорового тела в расписание монахов и учеников входила практика Qi Gong.
Многие считают, что западной медицины сейчас достаточно, чтобы справиться с большинством проблем в человеческом теле и нет необходимости посвящать много времени изучению «ненаучной» китайской альтернативе и упражнениям Qi Gong. В то же самое время, появилось множество работ, открывающих механизмы древнего искусства врачевания. Пациенты часто обращаются к специалистам в этой области, когда обычные западные врачи отходят в сторону и ничем больше не могут помочь.
– Многие старые Мастера демонстрировали удивительные вещи в своей старости. Мой учитель Qi Gong “Six Healing Sounds”, был известен под именем «Старец». Последний раз я его видел в возрасте 98 лет. Он был полон сил и выглядел на половину своего возраста. До ста пяти лет он продолжал работать для правительства: ездил по провинциям Юга Китая и учил людей своей системе Qi Gong. Другой близкий пример. Мастер второго поколения нашей школы «Джук Лум» Lee Siem практиковал Кунг Фу в возрасте 100 лет. До последних дней он надзирал за строительством двух монастырей в Гонконге и ездил по стране с религиозной миссией.
Эстетическое воспитание также было частью образовательной программы Кунг Фу в монастыре. Как обстоят дела с этим сейчас?
– Несмотря на ограниченное время моих учеников, я продолжаю учить желающих традиционному китайскому рисованию, каллиграфии и танцам льва.
Можно считать, что ученикам вашей школы «Джук Лум» повезло. Они могут практиковаться в рамках законченной классической системы. Самое главное, чтобы у них хватило желания и терпения продолжать сохранять и развивать школу.
– Совершенно верно. Добавлю, что в силу чистоты сохранённых методов, время изучения до появления ощутимых результатов может быть сокращено. После 6-ти месяцев практики Qi Gong в «Джук лум» человек ощутит значительные изменения своего самочувствия к лучшему. Несколько лет понадобится, чтобы стать уверенным в способности дать эффективный отпор агрессору, используя наше Кунг Фу. Всё это благодаря тому, что не была нарушена цепочка передачи знаний.
Продолжение следует
Записано: Мартин Айзен
Перевод с английского и адаптация: Игорь Мессинг
Headquarter “KSJLSPM” St.Paul, MN USA