Маркировка любого рода деятельности устойчивым изображением, наименованием, или же текстовым слоганом, давно уже не нововведение, а скорее, коммерческая необходимость.
Использование указанного рода обозначений, позволяет формировать необходимый образ в воображении целевой аудитории, тем самым отличая ее от подобного конкурирующего занятия.
С подобной ролью вполне справляется логотип, выполняя одновременно отличительную, эстетическую и рекламную роль.
По сути, логотип – это уникальное графическое изображение, которое сопровождается текстовым воспроизведением, или состоит исключительно из текстового наименования, основная цель которого отличать деятельность конкретного лица от аналогичной или подобной деятельности.
Создание уникального, индивидуального и привлекательного логотипа – очень хлопотное, творческое дело, требующее затрат временных ресурсов и финансовых расходов. Именно поэтому, соблазн использования чужих творческих наработок очень велик. Ведь кажется проще взять за основу уже придуманное и популяризированное, чем создать что-либо новое.
Однако, не стоит забывать, что результат творческой деятельности представляет собой такую же собственность, как и любой другой материализованный объект, а, следовательно, на объект творческой деятельности так же распространяется правовой режим защиты прав владения, распоряжения, и использования собственником.
Если рассуждать о правовых последствиях использования чужого логотипа, первоначально, необходимо подвергнуть анализу нормативно-правовое регулирование прав интеллектуальной собственности.
Так, понятие «логотип» содержится исключительно в законе Украины «О телевидении и радиовещании», согласно содержанию которого, логотипом определяется любая комбинация обозначений (слов, букв, цифр, изобразительных элементов, комбинации цветов), пригодных для выделения эфирного времени одной телерадиоорганизации от другой.
Анализируя законодательное понятие «логотипа», надо учитывать, что такое обозначение носит специальный характер и используется исключительно в отрасли телевидения и радиовещания.
Если же говорить о логотипе как определении коммерческой деятельности, его стоит сопоставлять со знаком, понятие которого определено в законе Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг». То есть, речь идет об обозначении, по которому товары и услуги одних лиц отличаются от товаров и услуг других лиц.
Именно исходя из целевого назначения логотипа, его по большей степени, отожествляют со знаком для товаров и услуг, то есть торговой маркой.
В Гражданском кодексе Украины, торговая марка определяется как любое обозначение или любая комбинация обозначений, пригодных для выделения товаров (услуг), производимых (предоставляемых) одним лицом, от товаров (услуг), производимых (оказываемых) другими лицами. Такими обозначениями могут быть, в частности, слова, буквы, цифры, изобразительные элементы, комбинации цветов.
Использовать логотип это означает наносить его на товар, упаковку, вывеску, этикетку, предлагая товар или предоставляя услугу, а также применяя в деловой документации, рекламе, или в сети Интернет. Иными словами – это демонстрация результатов творческой деятельности неограниченному количеству лиц.
Осуществление вышеуказанных действий не истинным автором логотипа или не его собственником (право собственности которого возникло на основании свидетельства, или договорных правоотношений) без разрешения указанных лиц, влечет за собой ответственность.
При этом, условно, такое использование можно разделить на два типа: прямое и непрямое. Прямое использование означает идентичное воспроизведение логотипа, без каких-либо видоизменений. Если же указанный логотип подлежал корректировке, но при этом остается похожим на столько, что его можно спутать с первичным логотипом – это непрямое использование. В этой ситуации совсем не важна разница отдельных элементов, главное, что оба логотипа ассоциируются, смешиваются в целом.
Использование логотипа без разрешения правовладельца (то есть, незаконное использование) влечет за собою наступление мер правового воздействия. Нарушение прав должно быть прекращено, а нарушитель должен нести ответственность.
Наряду с запретом дальнейшего использования, на лицо, нарушившее право интеллектуальной собственности, может быть возложена ответственность финансового характера: возмещение вреда (материального, морального), включая упущенную выгоду; взыскание дохода, полученного вследствие такого незаконного использования; выплата денежной компенсации.
К сожалению, четкой методики расчета ущерба нет. При судебном рассмотрении, за основу установления размера, причинённого вреда, берется: продолжительность нарушения и его объем; предполагаемый размер убытков; размер дохода, полученного в результате правонарушения; количество пострадавших лиц; намерения виновного лица; возможность восстановления предыдущего состояния и необходимые для этого условия, и не только.
При этом, отсутствие строгого алгоритма определения размера материального ущерба, дает основание утверждать, что оптимальным способом определения размеров ущерба является проведение независимой судебной экспертизы.
Вместе с финансовыми санкциями, не исключается такой вид ответственности, как изъятие и уничтожение товаров и материалов, введенных в гражданский оборот с нарушением прав интеллектуальной собственности, а также орудий, использовавшихся для изготовления таких товаров.
Нарушение прав интеллектуальной собственности путем использования чужого логотипа переплетается с нарушением требований честной конкуренции, поскольку отличительная, рекламная роль логотипа является одним из методов получения преимуществ над другими субъектами хозяйствования.
Поэтому, незаконное использование чужого логотипа, по праву, может считаться прямым нарушением требований конкуренции, что также влечет за собой наложение штрафа.
Еще одним способом восстановления прав интеллектуальной собственности, есть право собственника объекта интеллектуальной собственности требовать осуществления публикации данных о допущенных нарушениях в средствах массовой информации, тем самым обеспечивая уведомление конечного потребителя о факте нарушения, что повлекло за собой нанесение вреда коммерческой деятельности.
Также, не стоит забывать и об уголовной ответственности. В частности, нарушение прав интеллектуальной собственности, в Уголовном кодексе, регулируется: статьей 176 («Нарушение авторского права и смежных прав»), и статьей 177 («Нарушение прав на изобретение, полезную модель, промышленный образец, топографию интегральной микросхемы, сорт растений, рационализаторское предложение»), а также статьей 229 («Незаконное использование знака для товаров и услуг, фирменного наименования, квалифицированного указания происхождения товара»).
Однако, для квалификации правонарушения как уголовного проступка, значение имеет размер материального ущерба, который должен проявляться в критерии значительности, то есть, превышая размер необлагаемого минимума доходов граждан в двадцать и более раз.
Таким образом, правовые последствия незаконного использования чужого логотипа могут приобрести абсолютно различный характер: начиная от простого штрафа, и, заканчивая правовыми санкциями, предусмотренными Уголовным кодексом Украины.
Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы отметить следующее. Не смотря на простоту использования чужих творческих наработок, следует помнить, что такое использование влечет за собой ответственность, предусмотренную и прописанную законодателем. В любом случае, развитие и популяризация любой деятельности правильнее осуществлять за счет качественно предоставленных услуг, чем за счет использования чужих результатов интеллектуальной собственности, ведь, первоочередной основой популярности является не логотип, а качественное предоставление услуг.
Паша Лыска, адвокат
Екатерина Зарицкая, помошница адвоката
ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧУЖОГО ЛОГОТИПА
Опубліковано: 2019-02-09 19:41:46